Что нужно для того, чтобы открывать звезды? Мощный телескоп? Терпение? Интуиция? Точный расчет? У Галины Гимбатовой есть почти все перечисленное. Телескопа нет… Ну, да он ей и не нужен. Пока его с успехом заменяет сценический микрофон.
- Галина Николаевна, как еще в детстве, определить, музыкален ли ребенок?
– Как правило, эти дети воспринимают окружающий мир не так, как все. Кто-то умеет слышать музыку в шуме дождя, в скрипе двери, в постукивании ложкой. Кто-то – и говорить толком не научился, но уже поёт (мама одной моей ученицы рассказывала, что ее дочка даже плакала музыкально, причем каждую обиду «наплакивала» по-разному).А у кого-то предрасположенность к артистическому будущему может проявляться в том, что он в 2-3 года усаживает в ряд кукол, и для них дает концерты.
–Можно ли развить вокальный голос, или он дается от рождения?
– Если развивать музыкальный слух, музыкальную память, работать над эмоциональным исполнением, то развивается и вокальный голос, разумеется, при условии, что у человека есть задатки. А вот тембр голоса изменить практически невозможно.
– Что важно для сольного исполнения?
– Я думаю, харизма. Бывает так: ребенок очень способный – отличный голос, прекрасный слух, но нет харизмы. И если ее нет, то, каким бы музыкальным он ни был, ему трудно стать яркой звездочкой, трудно стать артистом.
– В чем для вас отличие между артистом и хорошим исполнителем?
– В искренности подачи произведения. Всем ярким и неординарным детям, с которыми занималась, была присуща одна черта – они очень эмоционально переживали песни, которые исполняли, и на сцене «выкладывались» так, что пот градом катился. Таких у меня было немного. Но были…
– Реакция зрителя может служить оценкой мастерства?
– Не всегда. У зрителя много стереотипов, что он хочет слушать, и как должно быть.
– Сегодня научить петь обещают любого … Неужели у взрослых есть шансы запеть?
– Нет ничего невозможного. Единственное, нужно быть готовым к тому, что это долгосрочный процесс, и на это могут уйти годы. Да и учиться взрослому сложнее.
– Абсолютный слух в вашей практике частое явление?
– Что вы! Абсолютный слух встречается редко. И развить его нельзя. Он либо есть, либо его нет. А вот над развитием ритмического, интонационного или гармонического слуха можно успешно работать. Случай с одной моей знакомой – яркий тому пример. В школе мальчишки организовали вокально-инструментальный ансамбль. Музыкального образования у ребят не было, нравилась песня, включали магнитофон и подбирали на гитаре, «мимо нот и тональностей». Моя знакомая подыгрывала им на «Ионике». На каждой репетиции ей приходилось брать ситуацию в свои руки и самой подбирать правильные аккорды. После года такой «тренировки» из дневника исчезли «троечки» по сольфеджио, и в свидетельстве об окончании музыкальной школы стояла крепкая «пятерка».
– Моему брату в музыкальной школе, чтобы запомнить, достаточно было несколько раз проиграть пьесу, в ноты он никогда не смотрел…
– Кто-то играет по нотам, кто-то по памяти, кто-то варьирует. В музыкальной школе подход ко всем одинаковый, там не очень-то считаются с тем, что кому-то легче быть «слухачом». Но должна заметить, работать без нот в оркестре никак не получится. А вот мне, например, больше слух нужен.
– Каким должен быть педагог?
– Моя учительница по специальности в музыкальной школе была очень скупым на эмоции человеком. Она ни разу не спросила: «Как дела? Как жизнь?». Молча указывала на ноты – играй… Кивок головы – урок закончен… К тому же у нее была нехорошая привычка проигрывать пьесы на моих плечах. Я была маленькой, худенькой. После занятий приходила домой с синяками…
Еще тогда я сделала для себя вывод, педагог должен не только учить, но и быть другом для своего ученика.
– Как вы считаете, почему в Беларуси имена исполнителей на слуху, а вот припомнить их творчество – большая проблема...
– Потому что белорусские композиторы зачастую подходит к работе, не как творцы, а как чиновники. А какие песни может написать чиновник?!
– По какому принципу вы подбираете репертуар для «Золотого птенца»?
– Для меня важно с помощью песни показать возможности голоса, подчеркнуть индивидуальность. Тут без чутья и хорошего знания музыкального материала никак не обойтись. В репертуаре много песен Евгении Зарицкой (автор из Беларуси живет в Санкт-Петербурге), есть песни Луи Армстронга, Вольфганга Моцарта, Джерри Хермана.
Какие-то песни предлагают спеть сами дети. Обычно я соглашаюсь – чем больше разных песен, тем лучше для голоса!
Для одного из моих учеников, Саши Пташеца знаменитый белорусский композитор Эдуард Зарицкий специально написал две песни.
– Что важнее для того, чтобы состояться, талант или связи и деньги?
–- Без таланта деньги – не помощник.
– Что для вас самое сложное в работе?
– В данный момент не хватает рядом помощника-единомышленника. Приходится распыляться на многие дела. Я и костюмер, и хореограф, и парикмахер!
– Говорят, у музыкантов много примет…
– Ну да, ноты и микрофоны не ронять, денег не одалживать, через черную кошку на сцене переступать (смеется).
– Ангины, бронхиты – зимние враги голоса, а есть ли надежный, проверенный способ его восстановить?
– Как-тоза день до выступления одна из моих учениц простыла: с нижними нотами – все в порядке, а верхние взять не может! Помогли теплое молоко, мед, масло и молчание!
Анна Пашкевич, "Информ-прогулка" №832