Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

09.01.2015

Быть другом для ученика

Что нужно для того, чтобы открывать звезды? Мощный телескоп?   Терпение?  Интуиция? Точный расчет? У Галины Гимбатовой есть почти все перечисленное.  Телескопа нет…  Ну, да он ей и не нужен. Пока его с успехом  заменяет сценический  микрофон.

- Галина Николаевна,  как  еще в детстве, определить,   музыкален ли ребенок?

Как правило, эти дети воспринимают окружающий мир не так, как все.   Кто-то умеет  слышать музыку в шуме дождя, в скрипе двери,  в постукивании ложкой. Кто-то  –  и говорить толком  не научился, но уже поёт (мама  одной моей ученицы рассказывала,  что ее дочка даже плакала музыкально, причем каждую обиду «наплакивала»  по-разному).А у кого-то предрасположенность к артистическому будущему может проявляться в том, что он в 2-3 года  усаживает в ряд  кукол, и  для них дает концерты.

–Можно ли развить вокальный голос, или он дается от рождения?

Если  развивать музыкальный слух, музыкальную память, работать над эмоциональным исполнением, то развивается и  вокальный голос, разумеется, при условии, что у человека есть задатки.  А вот  тембр голоса изменить практически невозможно.

– Что важно для сольного исполнения?

 Я думаю, харизма. Бывает так: ребенок очень способный – отличный  голос, прекрасный слух, но нет харизмы. И если ее нет, то, каким бы музыкальным он ни был, ему трудно  стать яркой звездочкой,  трудно стать артистом.

– В чем для вас отличие между  артистом и  хорошим исполнителем?

В искренности подачи произведения. Всем  ярким и неординарным детям, с которыми  занималась, была присуща  одна  черта – они очень эмоционально переживали песни, которые исполняли,  и на сцене «выкладывались» так, что пот градом катился. Таких у меня было немного. Но были…

Реакция зрителя может служить оценкой мастерства?

Не всегда. У зрителя много стереотипов, что он хочет слушать,  и как должно быть.

– Сегодня  научить петь обещают  любого …  Неужели у взрослых есть шансы запеть?

Нет ничего невозможного.  Единственное, нужно быть готовым к тому, что это долгосрочный процесс, и на это могут уйти годы. Да и учиться взрослому сложнее.

– Абсолютный слух в вашей практике частое явление?

Что вы!  Абсолютный слух встречается редко.  И развить его нельзя. Он либо есть, либо его нет.  А вот  над развитием ритмического, интонационного или  гармонического слуха можно успешно  работать.   Случай с одной моей знакомой – яркий тому пример.   В школе мальчишки  организовали вокально-инструментальный ансамбль.  Музыкального  образования  у ребят  не было,  нравилась песня,  включали магнитофон и подбирали на гитаре, «мимо нот и тональностей». Моя знакомая подыгрывала им на «Ионике».  На каждой  репетиции ей приходилось брать ситуацию в свои руки и самой подбирать правильные аккорды. После года такой «тренировки» из дневника исчезли «троечки» по сольфеджио, и  в свидетельстве об окончании музыкальной школы стояла крепкая «пятерка».                                  

Моему брату  в музыкальной школе, чтобы запомнить,  достаточно было несколько раз проиграть пьесу, в ноты он никогда не смотрел…

Кто-то играет по нотам, кто-то по памяти, кто-то варьирует.  В музыкальной школе подход ко всем одинаковый, там не очень-то считаются с тем, что  кому-то легче быть «слухачом». Но должна заметить,  работать без нот в оркестре никак не получится.  А вот мне, например,  больше слух нужен.

– Каким должен быть педагог?

  Моя учительница  по специальности в музыкальной школе была очень скупым на эмоции  человеком. Она  ни разу не спросила: «Как дела? Как жизнь?».  Молча указывала на ноты – играй…  Кивок головы – урок закончен…   К тому же   у нее была нехорошая привычка проигрывать пьесы на моих плечах.  Я была маленькой, худенькой.  После занятий приходила домой  с синяками…

 Еще тогда я сделала для себя вывод, педагог должен не только учить,  но и быть  другом для своего ученика. 

         Как вы считаете, почему в Беларуси имена исполнителей  на слуху, а вот припомнить  их творчество – большая проблема...

Потому что  белорусские  композиторы зачастую подходит к работе,  не как творцы, а как чиновники.  А какие песни может написать чиновник?!

–  По какому принципу вы подбираете  репертуар для «Золотого птенца»?

Для меня важно с помощью песни  показать возможности голоса, подчеркнуть индивидуальность.  Тут без  чутья и хорошего знания  музыкального материала никак не обойтись. В  репертуаре много песен Евгении Зарицкой (автор из Беларуси живет в Санкт-Петербурге), есть песни    Луи Армстронга, Вольфганга Моцарта,   Джерри Хермана.

       Какие-то песни предлагают спеть сами дети.  Обычно я соглашаюсь – чем больше разных песен, тем лучше для голоса!

Для одного из моих учеников, Саши Пташеца знаменитый белорусский  композитор Эдуард Зарицкий специально написал две песни.

– Что важнее для того, чтобы состояться,  талант или связи и деньги?

            - Без таланта деньги – не помощник.

– Что для вас самое сложное в работе?

  В данный момент не хватает рядом помощника-единомышленника. Приходится распыляться на многие дела.  Я и костюмер, и хореограф, и парикмахер!

– Говорят, у  музыкантов много примет… 

Ну да, ноты и микрофоны не ронять, денег не одалживать, через черную кошку на сцене переступать (смеется).

  –  Ангины, бронхиты – зимние враги голоса,  а есть ли надежный, проверенный  способ  его восстановить?

Как-тоза день  до выступления одна из моих учениц простыла:  с нижними нотами – все в порядке, а верхние взять не может!  Помогли теплое молоко, мед, масло и  молчание!

                                                    Анна Пашкевич, "Информ-прогулка" №832