Вся работа осуществлялась на основании методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в период летней оздоровительной кампании 2024 года».
К работе в лагере было привлечено 16 работников, которые выполняли функции педагогического, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала. В оздоровительный лагерь на основании заявлений родителей было принято 35 детей в возрасте от 6 до 14 лет. Распорядок дня предполагал следующие режимные моменты: прием детей, зарядка, утренняя линейка с тематическими информминутками и минутками безопасности, завтрак, воспитательное либо спортивное мероприятие, работа объединений по интересам, свободное время, обед, оздоровительные процедуры, послеобеденный дневной сон (отдых) для учащихся 1-4-ых классов (для остальных - отрядные мероприятия занятия, работа объединений по интересам), полдник, подведение итогов дня, уход домой.
Лагерная смена «Собирает нас в полёт белорусский самолёт» прошла под девизом «Не бойся, самолётик, тучи грозовой, в мир радости и дружбы полетим с тобой!». Основная цель реализации проекта была направлена на создание качественных условий для полноценного отдыха, укрепления здоровья, развития творческих и познавательных способностей, формирования активной гражданской позиции, патриотизма, чувства национальной гордости воспитанников посредством включения их в различные виды деятельности.
Реализация поставленной цели проводилась путём решения следующих задач:
- обеспечить безопасное пребывание, оздоровление, полноценный отдых детей в оздоровительном лагере с дневным пребыванием;
- создать условия для развития патриотических качеств посредством изучения истории страны в условиях детского оздоровительного лагеря;
- продолжать формировать активную гражданскую позицию, национальное самосознание, патриотизм, чувство национальной гордости, развивать лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
- развивать коммуникативные, организаторские способности через активные формы досуговой деятельности и декоративно-прикладное творчество;
- формировать культуру общения, культуру межличностных отношений и навыков сотрудничества в детском коллективе, воспитывать у детей чувства взаимопомощи и ответственности;
- пробуждать интерес к истории родного края, чувства гордости за героическое прошлое своей страны, знакомить воспитанников с достижениями нашей страны в различных сферах;
- воспитывать уважительное отношение детей к людям разных профессий и их труду.
Основная идея проекта «Собирает нас в полёт белорусский самолёт» заключалась в реализации познавательных интересов личности ребенка, через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей и возрастных особенностей детей, во взаимодействии с государственными и общественными структурами, в гражданском и патриотическом воспитании, через формирование интереса к истории своей страны, осознанному отношению к ее прошлому, настоящему и будущему, расширение знаний об истории и культуре малой родины, развитие коммуникативных навыков и лидерских качеств, через использование широкого спектра интересных форм, методов и приёмов работы. Познакомить детей с разнообразной информацией через реализацию модулей: патриотический модуль «Помним! Чтим! Гордимся!», профильный модуль «Познаем! Учим! Пробуем!», творческий модуль «Творим! Фантазируем! Мечтаем!», безопасный модуль «Знаем! Помогаем! Спасаем!», культурный модуль «Смотрим! Видим! Изучаем!», духовно-нравственный модуль «Верим! Уважаем! Любим!», творческий модуль «Творим! Фантазируем! Мечтаем!».
Творческая идея проекта состояла в том, что в проект «Собирает нас в полёт белорусский самолёт» были включены информационно-познавательные мероприятия с целью изучения культурно-исторических ценностей страны, малой родины, воспитания активной гражданской позиции, национального самосознания, патриотизма, чувства национальной гордости, гордости за героическое прошлое своей страны, уважительное отношение детей к людям разных профессий и их труду.
Основным механизмом реализации лагерной деятельности являются модули, которые включают в себя тематические дни. Тематический день - это систематизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание модулей, включающих в себя тематические дни летнего лагеря «Звёздный», определяется идеей смены «Собирает нас в полёт белорусский самолёт».
Каждый день лагерной смены - это один день увлекательного путешествия. Ведь участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры.
Каждый день в лагере «Звёздный» наполнен делами, предусматривающими активную работу для ребят разных возрастов, а также мероприятиями для всех:
- День «Познаем! Учим! Пробуем!» (Организационный сбор «Приветствуем вас на борту самолета!»), Марафон добрых дел: акция в помощь животным «Лапа друга», благотворительный проект «Крышарики», экологическая акция «Батарейки, сдавайтесь!», игры на знакомство «Это ты, а это я - вместе дружная семья!», интерактивная площадка «Спортсмены наша гордость», экскурсия на предприятия и организации города;
- День «Помним! Чтим! Гордимся!» (экскурсия в Лунинецкий районный краеведческий музей), квест-игра «Победный май», видеообозрение «Государственная символика Республики Беларусь», игра-путешествие «Символы моей Родины», урок мужества «Герои далёкие и близкие» (музейный уголок ЦДТ), историческое путешествие «Память и боль белорусской земли», экскурсия на «Курган Бессмертия»),
- День «Творим! Фантазируем! Мечтаем!» (открытие лагерной смены «Собирает нас в полёт белорусский самолёт! », фестиваль творчества I – этап «Алло, мы ищем таланты!», хоббиландия «Радуга увлечений», фестиваль творчества II – этап «Минута славы», праздничная программа «Самолет приземлился, полёт удался! Ура! Ура! Ура!»),
- День «Знаем! Помогаем! Спасаем! (познавательная игра «Азбука безопасности», встреча с сотрудниками МЧС «Страна Спасайкина», спортландия «На спортивной орбите», спортивное мероприятие «Большая игра», практическое занятие по отработке плана эвакуации детей и сотрудников в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, эстафета «Спортивный марафон», игра-презентация «Алёша Попович и безопасный интернет», встреча с сотрудниками ИДН «Безопасность в ритме лета», подвижные игры «Спортивные радости», спортивные состязания «Олимпийские игры», встреча с сотрудниками ОСВОД «Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни», встреча с медицинскими работниками),
- День «Смотрим! Видим! Изучаем!» (интерактивный час «Беларусьфильм вчера, сегодня, завтра», посещение кинотеатра «Октябрь» «Идем в кинотеатр мы дружно, дорогу переходим там, где нужно!»),
- День «Верим! Уважаем! Любим!» (фото-кросс «Загляните в семейный альбом», посещение Храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г. Лунинца, экскурсия в Лунинецкий районный краеведческий музей).
Таким образом, каждый из тематических дней представлял собой интересную форму организации жизнедеятельности детского коллектива, позволяющую объединить детей и взрослых.
Основу работы лагеря составляла игра-путешествие. С первого дня лагеря ребёнок вводился в игру, модель которой поддерживалась педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Дети погрузились в игровую легенду о том, что маленький самолётик, которого ребята назвали «Белорус», пригласил на свой борт маленьких пассажиров. На борту у «Белоруса» поселились три экипажа – Красный, Зелёный и Белый, символизирующие цвета белорусского флага. Маленький самолетик стал любимцем ребятишек. Он катал их целых 15 дней! Каждый день пассажиры отправлялись в новые интересные места живописной синеокой Беларуси, узнавая много нового и интересного. Каждый день был насыщен встречами, экскурсиями, походами, играми и конкурсами! В конце каждого дня, спускаясь с трапа самолёта, ребята-пассажиры на своём маленьком именном самолёте оставляли звёздочку, отражающую настроение дня. В процессе путешествия самолётик перемещал ребят по различным тематическим дням, создавая благоприятные условия для активного отдыха, укрепления здоровья, гражданского и патриотического воспитания детей посредством включения их в различные виды деятельности.
В конце лагерной смены все маленькие пассажиры были отмечены в различных номинациях, награждены медалями «Звёздный-2024» и подарками. Получили массу удовольствия от интересного и познавательного путешествия.
Важным направлением воспитательной работы в лагере в целом и одной из форм организации досуга детей, прибывших в лагерь, стала организация работы объединений по интересам. Занятия в объединениях по интересам предоставили возможность каждому ребёнку открыть для себя волшебный мир художественного искусства, максимально реализовать свои творческие способности. В процессе лагерной смены свою деятельность осуществляли следующие объединения по интересам: «Танцевальный», «Мягкая игрушка», «Лоскуток», «Волшебная кисточка», «Весёлые нотки».
По итогу посещения объединений по интересам были организованы: выставка работ рисунков и сувениров, демонстрация хореографических навыков и вокального мастерства в праздничной программе «Самолет приземлился, полёт удался! Ура! Ура! Ура!». В свободное время каждый ребёнок мог найти себе занятие по душе: поиграть с другом в различные развивающие игры, подвижные игры на свежем воздухе, игры с мячом, почитать и т.д..
Обо всём, что происходило с ребятами в период нахождения в оздоровительном лагере можно было узнать на страницах официальных групп в социальных сетях, мессенджере Viber
https://www.instagram.com/cdtluninec/,
https://ok.ru/cdtluninec,
https://vk.com/cdt_luninec,
https://www.tiktok.com/@cdtluninec,
https://www.youtube.com/channel/UCWRj0xglJlib0WCErPUF_vQ,
и на официальном сайте ГУО «Центр детского творчества г. Лунинца» http://cdt.luninec.edu.by/.
Таким образом, основная гипотеза проекта (предполагается, что использование разнообразных форм, методов и приёмов при организации деятельности лагеря позволит детям хорошо отдохнуть, оздоровиться, приобрести знания в сфере культурно-исторических ценностей страны, формировать у них активную гражданскую позицию, развивать инициативность волонтерской деятельности, формировать навыки бесконфликтного позитивного общения в среде сверстников, проявлять творческие и коммуникативные способности в проводимых конкурсах, а также будет способствовать развитию нравственного, гражданского и патриотического воспитания) была выполнена. Поставленная цель - достигнута, задачи - решены. Работа всего педагогического коллектива в период лагерной смены была слаженной и добросовестной.
На основании итогового опроса детей и положительных отзывов родителей, работу оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Звездный» ГУО «Центр детского творчества г. Лунинца» можно считать удовлетворительной.